ОБИТЕЛЬ ДЕСЯТОЙ МУЗЫ

Прошли те времена, когда домашний мультимедийный комплекс состоял из телевизора, проигрывателя и трансляционной точки. Современная техника отличается куда большим разнообразием типов, что обеспечивает широкий выбор возможностей для воспроизведения звука и изображения. Правда, вся эта техника предъявляет высокие требования и к окружающей обстановке, в которой она располагается. Включите самую лучшую акустическую систему в обыкновенной гостиной – и вы гарантированно услышите дребезжание стеклянного серванта, искажённый, гулкий бас и возмущенные вопли домочадцев. Подобрать нужные компоненты оборудования, правильно их разместить, не подвергая радикальным преобразованиям уже сложившийся интерьер – задача непростая. Лучше всего ее поручить представителям крупных фирм, специализирующихся на инсталляции аудио- и видеотехники. Но услуги специалистов не всем по карману, а немного «улучшить» акустику в гостиной можно в некоторых случаях и самостоятельно.

Чаще всего в улучшении звучания нуждаются помещения, используемые в качестве домашних кинотеатров. Это объясняется большим количеством громкоговорителей, а также наличием источника изображения (телевизор, видеопроектор). Если вы захотите оборудовать помещение для домашнего кинотеатра самостоятельно – вот некоторые рекомендации специалистов.

Качество звучания громкоговорителей во многом зависит от их правильного расположения в комнате. В кино важна пространственная ориентация звука, при которой человек, не глядя на экран, четко представляет себе расположение его источника. Расположение и мощность колонок напрямую зависит от размеров комнаты и ее формы. В помещениях площадью до 18 м2 приличный звук можно получить, используя комплекты акустики сравнительно небольшой мощности. Главная проблема таких комнат – сложность размещения тыловых колонок из-за их слишком близкого расположения к слушателю; в этих случаях часто применяются дипольные АС, обеспечивающие более рассеянное звучание.

Большие залы, площадью свыше 30 м2 особенно сложны для акустического оформления. В них может возникать эхо, а звуковая картина распадается – слышно каждую колонку в отдельности, а не их слитный ансамбль. Для помещений солидных размеров рекомендуется использовать системы, состоящие из семи и более колонок, причем в их подборе должен участвовать профессионал.

Динамики колонок не рекомендуется как-либо драпировать тканью и прятать в стенные ниши. Если вам жалко портить интерьер гостиной видом полудюжины “черных ящиков”, попробуйте подобрать колонки, подходящие по стилистике помещения. На сегодняшний день в продаже имеются самые разнообразные типы акустических систем любых форм и цветов. Например, колонки с корпусом из… стекла, чудо конструкторского гения от французской фирмы WATERFALL. Существуют также колонки-колонны, плоские колонки-картины, являющиеся одновременно репродукциями картин известных художников (ELAC, Германия), специальная акустика, предназначенная для встраивания в стены (ENERGY, Канада, ATC, Англия). Впрочем, по мнению многих аудиофилов, нет ничего прекраснее на вид и звук, чем классические, строгие колонки в форме прямоугольных параллелепипедов.

Размещать колонки, да и любую аудио-видеотехнику желательно на специально предназначенных для нее стеллажах и подставках. На рынке представлено огромное количество всевозможных тумбочек и полочек, большинство из них – оригинальные дизайнерские модели в стиле хай-тек, из стекла и металла. Эти подставки надёжно оберегают аппаратуру от вибрации (особенно чувствительны к ней проигрыватели грампластинок). Качественная стойка для аппаратуры устраняет вибрацию за счет своей жесткости, массивности, устойчивости. Для установок громкоговорителей могут использоваться массивные засыпные стойки, полый корпус которых наполняется песком или (что лучше) свинцовой дробью.

Что касается предметов, которые могут быть естественными резонаторами акустических колебаний, то из помещения для домашнего кинотеатра их лучше всего удалить. Прежде всего, это относится к посуде и всяческим безделушкам из стекла и хрусталя. Мебели должно быть как можно меньше. Для зрительских мест лучше всего подойдут мягкие диваны и кресла, обитые плюшем или аналогичной тканью. Вообще, желательно побольше всего “мягкого и пушистого” – ворсистый ковер на полу, портьеры на стенах. Потолок, в идеале, должен быть ребристой формы, это необходимо для гашения басовых акустических колебаний, с длиной волны порядка 3,5 м (она соответствует частоте 100 Гц). Чем выше потолок, тем лучше. Не случайно, по мнению специалистов, самые лучшие домашние кинотеатры получаются в чердачных помещениях с высоким двускатным потолком.

С точки зрения стилистики интерьеров, домашние кинотеатры, в прямом и переносном смысле, лучше всего смотрятся в окружении соответствующей обстановки. Основой всей композиции комнаты, выполняющим роль домашнего очага, становится экран телевизора или видеопроектора. Объем свободного пространства подчеркивается геометрической простотой отдельных аудио- и видеокомпонентов. Минимализм вообще свойственен большей части аппаратуры класса hi-fi. Как правило, она отличается подчеркнуто профессиональным видом: считанные кнопки на фронтальной панели, строжайшего вида корпус и никаких, упаси боже, цветных лампочек-индикаторов. В гостиной, обставленной мебелью в стиле рококо, серый прямоугольник усилителя, тюнера или DVD-плеера будет выглядеть эдаким «янки при дворе короля Артура».

Помимо сугубой эстетики, минимализм интерьеров домашнего кинотеатра имеет и сугубо практическое значение – в пустом помещении проще откорректировать акустику, а различные посторонние предметы не отвлекают внимание зрителей от экрана. Поэтому фирмы-производители плазменных панелей и жидкокристаллических телевизоров всегда оформляют изделия скупо, без каких-либо отвлекающих деталей. Разумеется, всевозможные цветомузыкальные установки и богато украшенные новогодние елки должны быть безжалостно изгнаны из зала для кинопросмотров. Бликующие зеркала, полированные столешницы – также нежелательны, так как будут мешать зрителям.

В современных видеокомплексах обычно используются проекционные телевизоры, плазменные панели и видеопроекторы. Проекционные телевизоры представляют собой довольно громоздкие устройства – их размеры по толщине могут доходить до метра и более. Плазменные панели в этом отношении куда удобнее. Их средняя толщина – 8-10 см, а вес 42-дюймового дисплея составляет порядка 25 кг. Таким образом, «плазму”, в отличие от проекционного телевизора, можно повесить на стену, как обычную картину.

Видеопроекторы для домашних кинотеатров также в массе своей являются достаточно компактными устройствами. Обычно их монтируют на стенном или потолочном кронштейне, так что места для них нужно совсем немного. Единственное исключение – проекторы, использующие в качестве источника изображения электронно-лучевые трубки (ЭЛТ) повышенной яркости. Эти видеопроекторы отличаются массой, доходящей до 100 кг и столь же солидной стоимостью, составляющей несколько десятков тысяч долларов.

В комнате, где размещается домашний кинотеатр, должна быть предусмотрела возможность ее затемнения. Увы, существует пока что неумолимая зависимость: чем больше площадь экрана, тем меньше яркость изображения. Это касается всех типов устройств. Видеопроекторы с ЭЛТ требуют почти полной темноты, телевизорам и плазменным панелям необходим полумрак. И вообще, в темноте смотреть фильм комфортнее – ничего не отвлекает внимание.

Напоследок стоит упомянуть о маленькой, но весьма существенной с точки зрения интерьера детали. Это – всевозможные провода: питающая электропроводка, акустические кабели, соединяющие колонки. Клубки этих проводов на ковре и паркете выглядят весьма непрезентабельно. Кроме того, акустические кабели колонок очень чувствительны к посторонним электропомехам и механическому повреждению. Их не рекомендуется прокладывать рядом с питающей проводкой (точно так же, как, скажем, антенный кабель), по ним нельзя ходить, сгибать их и держать в виде беспорядочного клубка. Лучше всего заранее подготовить соответствующие каналы в полу и стенах на стадии строительства. Альтернативный вариант – воспользоваться беспроводными колонками с передачей данных по радиоканалу. Можно также использовать акустические систем отражённого звучания, в которых фронтальные колонки одновременно играют роль тыловых. Такие комплекты домашних кинотеатров пользуются сейчас большой популярностью. Но учтите, что системы отражённого звучания могут быть чувствительны к перестановкам мебели в комнате.

Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 4.5 (2 голоса)