Примеры российского дизайна в области освещения

24 мая 2018 г. Что такое российский дизайн в области освещения? Какие у него имеются предшественники и современные представители? На эту тему в Салоне «СВЕТИЛЬНИКИ» на Малой Ордынке, 39 состоялась дискуссия, в рамках которой дизайнер Ольга Подольская, светодизайнер Наталья Маркевич, представитель компании GLASSBURG Евгений Богомазов и креативный директор салона «СВЕТИЛЬНИКИ» Константин Прокопенко обсудили истоки, тренды, проблемы и перспективы развития русского светодизайна, выделили знаковые российские фабрики и предметных светодизайнеров.

Пример 1. Классика!

Прообразом современных люстр на Руси послужили церковные паникадила, изначально рассчитанные для свечей или масла, и позже приспособленные для электрического освещения. Поэтому неудивительно, что в оформлении современных люстр используются элементы старинного декора.


Фото из презентации Натальи Маркевич

Пример 2. Этнический декор

Характерными примерами этого направления всегда были были художественные изделия народных промыслов, такие как Гжель. Гжельские умельцы занимались не только изготовлением фарфоровой посуды и сувенирных игрушек, они выпускали (и выпускают сегодня) светильники с характерным дизайном.


Фото из презентации Константина Прокопенко. Светильник Гжель

Пример 3. Конструктивизм.

Конструктивизм, по мнению многих его современников, воплощал в себе символику «светлого будущего», в случае со светодизайном – в буквальном смысле. Будущее должно быть не только радостным, но и светлым, хорошо освещённым. Освещение от световых предметов должно быть ровное и яркое. Первостепенную задачу играла функция: светильники становились простыми, без декоративных элементов, чаще с матовым стеклом.

Константин Прокопенко заметил, что редким случаем удачного возрождения традиций конструктивизма в современном предметном дизайне в области освещения стало появление новой коллекции светильников и мебели Radio Lamp: «Radio Lamp – уменьшенная копия Шуховской башни, модульный светильник и предмет мебели, разработанный «Латунной мастерской» и итальянским дизайнером Яном Бигацци. Это один из немногих примеров, когда современное освещение имеет отсылку к русскому направлению, в данном случае к авангарду и конструктивизму».


Фото из презентации Константина Прокопенко. Светильник Radio Lamp, дизайн Bigazz.


Фото из презентации Константина Прокопенко. Зелёная лампа Ильича.

Пример 4. Ар-деко.

По словам Натальи Маркевич «у России всегда был свой путь, и отсутствие масштабного серийного производства декоративных светильников является одной из характерных черт этого пути. Едва ли не единственная причина, по которой в стране сохранились примеры удачного предметного дизайна светильников – это архитекторы, которые проектировали светильники как часть пространства. Яркий пример, особняк Рябушинского, в котором сохранились оригинальные светильники лишь потому, что они часть архитектуры, их невозможно убрать из пространства, по сути, само пространство невозможно представить без них».


Фото из презентации Натальи Маркевич. Светильник Ар-деко как часть пространства

Пример 5. Советский модернизм.

Наиболее характерным примером этого направление служат светильник, использованные в оформлении станций московского метрополитена. Как рассказала Наталья Маркевич, каждая станция оборудована уникальной коллекцией, разработанной архитекторами специально для неё. Архитектор отвечал и за конструктив станции, и за декорирование, и за общий световой образ станций. При этом для оснащения станций также не использовались «серийные» светильники или силы заводов производителей осветительного оборудования, а, напротив, в 40–е годы был организован специальный цех, который занимался литьем и созданием осветительной арматуры специально для метро.


Фото из презентации Натальи Маркевич. Московский метрополитен.


Фото из презентации Натальи Маркевич. Московский метрополитен.


Фото из презентации Натальи Маркевич. Московский метрополитен.

Пример 6. Современный дизайн.

Среди предметного светодизайна львиную долю продукции разрабатывают итальянские дизайнеры, но и среди российских дизайнеров есть свои именитые фигуры. В их числе были названы: Дима Логинов и его светильники Curl My Light, Amourette, Tornado, Nostalgia для Studio Italia Design; Fedora, Mountain View для AXO Light; Memoria для EviStyle; Siren для Preciosa; Екатерина Елизарова с коллекциями навесных светильников для компании Bosa – Chapiteau и Fire Born и т.д.; Екатерина Копытина, молодой промышленный дизайнер, автор светильников Milto, предназначенных для часто переезжающих молодых людей, Moroshka, созданного в минималистичном стиле и, ставшего успешным на международном рынке Light Beans; промышленные дизайнеры, архитекторы Александр и Елена Мукомеловы, придумавшие светильник Shark Lamp для Moree; дизайнер Екатерина Семенова и ее светильник Gloam Light, передающий красоту рассветных и закатных часов. Особо отметим дизайнера Ольгу Подольскую и представителей компании GLASSNURG, которые лично присутствовали и рассказали о своих разработках.


Фото из презентации Натальи Маркевич. дизайнер Дима Логинов, светильники Curl My Light, для Studio Italia Design.


Фото из презентации Натальи Маркевич. дизайнер Екатерина Копытина, светильники Moroshka.


Фото из презентации Натальи Маркевич. дизайнер Дима Логинов, светильники , Tornado, для Studio Italia Design.


Фото из презентации Натальи Маркевич. Светильник компании Bezhko.

Ольга Подольская поделилась новыми разработками и вдохновляющими образами: «Сейчас в работе находятся светильники, которые основаны на образах шпилей сталинских высоток. Поскольку сталинский ампир базировался на ар-деко, высотки являются следствием этого большого направления, которое заняло свое место в истории, как отдельное архитектурное явление». Евгений Богомазов, представитель компании GLASSBURG, российского производителя светильников и предметов интерьера из художественного стекла – рассказал историю фабрики, которая возникла три года назад, благодаря энтузиазму основателей.


Фото из презентации Ольги Подольской. Люстра Lighter 1930 для компании Laudarte, дизайнер Ольга Подольская.


Фото из презентации Ольги Подольской. Светильник Credi , дизайнер Ольга Подольская и флакон PRADA.


Фото из презентации GLASSBURG. Светильники GLASSBURG .


Фото из презентации GLASSBURG. Светильники GLASSBURG .

Голосов пока нет